Главная  Маршрут Правила Историческая справка Публикации Контакты

Паломникам о Крестном ходе
 


     Крестные ходы «совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное» (Скрижаль). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах.
     Крестный ход — дело церковное, и потому оно должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегической цели не достигают полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика.
     Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по словам святых отцов, является выполнение Божьих заповедей и Церковных уставов.
     Это необходимое условие Его помощи в любом деле: Крестный ли это ход, Семья, Приход или Державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.
     В наше лукавое время Крестные ходы оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть, как и прежде, приходит к людям. И сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось – не счесть. Люди хотят участвовать в крестных ходах – и всегда участвуют, от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в том числе дети, молодёжь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить Крестный ход всем необходимым: ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через Крестный ход и дела, ему сопутствующие – через доброделание и соучастие – явственно возрождается чаемый нами дух христианства.
     Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: «Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоён духовным веселием. Итак... о чём говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчинённых, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: «Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..».
     Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.
     Крестный ход начинается с благословения архиерея. Благословением получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через архиерея благословил, это уже – послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер. 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.
     Не всякое перемещение людей есть Крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать – окормлять; должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение – с молитвой и пешком.
     Христос повелел: «Идите… и проповедуйте» (Мк. 16, 15). Главная задача Крестного хода сродни апостольской — проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть Крестный ход, их духовная польза значительно ниже.
     Старец Паисий Святогорец говорил: «Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесём ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна».
     Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию – это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг – как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой: помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием внешних и внутренних врагов, с безнравственным образом жизни, с пьянством, наркоманией и безбожием некогда православной страны.
     Создание Крестного хода – это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря «на ногах». Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один – батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода – отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие – там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы. Об этом написано много книг-руководств. Без молитвы Крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова, и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва.

 

ПАМЯТЬ О МАТРОНУШКЕ

 

Село Хреновое находится в Новоусманском районе, а на одной из его окраин расположена усадьба Отрадное, которая в своё время была основана на берегу реки Усманка землевладельцем Плясовым. По фамилии первых владельцев Плясовых и Юрасовых всё поселение, ещё в прошлом веке вошедшее в состав современного села Хреновое, называлось Плясово-Юрасово. В 1901 году усадьбу приобрёл известный учёный, автор учебников математики, по которым училось не одно поколение наших соотечественников, Андрей Петрович Киселёв. Бывала здесь и дочь математика, Елена Киселёва, оставившая множество художественных полотен, на которых изображено старинное Отрадное.

Чудеса происходят всегда и везде, и край наш – не исключение. В Хреновом родилась преподаватель Воронежского Медицинского колледжа Нина Павловна Умывакина. Мама Нины Павловны была человеком глубоко верующим, и это жизненно необходимое состояние души она передала своей дочери. Нина Павловна вспоминает: «Дом наш стоял недалеко от усадьбы Киселёва, а жившие в этом районе Хренового среди местных прозывались «Барские». Когда я была подростком, в нашем доме целую неделю жила некая слепая женщина. Уже потом, много лет спустя и при иных обстоятельствах, в Москве на Даниловском кладбище я увидела образ святой Матроны Московской... И вот тогда-то я поняла, кто гостил у нас в Хреновом и что за женщина сидела на печке в нашем доме».

 

НА КРАСНЫХ ХОЛМАХ

 

Название села Красные Холмы обязано, в первую очередь, окружающей местности, ибо расположилось оно на семи красивых холмах, и у каждого из них есть своё имя: Одоевский,Кокошин, Марин, Митин, Кашин, Шелопутый и Зорька. Удивительные места!

Имеется на окраине села и святой источник, известный ещё с XVII века. Он истекает со склона высокого берега. Освящён источник в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы, именуемой «Краснохолмской». «Краснохолмская» икона, созданная некогда иконописцем Андреем Верхотиным, сейчас находится в Казанском храме рабочего посёлка Панино.

Предание о явлении Богородицы гласит вот что.

Однажды юный пастух Сергий Серов пас коров и вдруг увидел над источником образ Божией Матери, Которая сказала Серову, что надо, чтобы у этого источника постоянно звучала молитва.

Вскоре недалеко от места явления Богородицы была построена церковь и келья, где с той поры пастух Сергий постоянно и горячо молился (односельчане считали его блаженным). А к источнику потянулись люди, ибо обретали в благодатной воде врачевание и души, и тела. И по сей день считается, что вода святого источника помогает страдающим желудочными заболеваниями, трофическими язвами и астмой.

Второе явление Богородицы случилось в 1930-е богоборческие годы, уже после закрытия храма, а ещё через шестьдесят лет Божия Матерь в третий раз явилась людям. В 1998 году Её образ снова появился над святым местом, и тому было множество свидетелей...

 

 

НИЖНЯЯ КАТУХОВКА

 

Село Катуховка было основано во второй половине XVIII века: оно обозначено на карте межевания Воронежского уезда 1779 года. В начале XIX столетия сюда прибыли две партии переселенцев из села Орлово. В 1859 году в селе было 77 дворов, численность населения составляла 834 человека.

В 1868 году в Нижней Катуховке была выстроена каменная Покровская церковь. Архиепископ Дмитрий Самбикин писал о ней: «Покровская церковь в селе Нижней Котуховке Воронежского уезда – каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1868 году. Земли пахотной 33 десятины. Четыре подцерковных деревянных дома. Прихожан 1000 душ, деревни: Трудолюбивая, Тарасовка (1 верста), Усманские выселки 1-е и 2-е (в 2-х верстах), Петровская (в 3-х верстах) и Фёдоровка (в 4-х верстах). Один штат». По документам Воронежской епархии за 1900 год в штате церкви числились священник Михаил Данилович Попов, диакон Михаил Димитриевич Скрябин и псаломщик Михаил Стефанович Попов.

В 1908 году к Покровской церкви были пристроены обширные притворы. Проект пристройки выполнил архитектор А.С. Купинский, имевший усадьбу неподалёку от села. Церковь, расположенная в центре села, доминирует в окружающем ландшафте. Оригинальность ей придаёт колокольня с высоким четвериком первого яруса. Сейчас идёт восстановление церковного здания. 30 июня 2007 года на купол храма торжественно водружён святой крест. В 2010 году настоятелем храма назначен священник Игорь Володько.

 

ТАМ, ГДЕ РУССКАЯ ГЛУБИНА

 

В нашем восприятии Родина всегда двоится – до противоположности, до несоединимости – на Россию и Русь. Как хорошо мы знаем первую, и как мало – вторую! – так мало, что даже спрашиваем себя часто: да есть ли вторая? есть ли Русь? Что, если в действительности-то и есть только одна Россия; Русь же, особенно с прибавкой Святая – лишь мечта, славянофильский призрак, православный самообман, националистическая ложь?..

Святая Русь – это Россия в храме, на молитве, перед образом, Россия с восковой свечкой в руке, с радостью и упованием о Христе в сердце, с ведением Его – в разуме, с устремлением своей воли к Его воле: «да будет воля Твоя». Где же эта Русь в нашей новейшей истории, в государственном действовании, в нашем общественном сознании, в философском построении, в литературе, в искусстве? Где эта Русь, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя?..»

...Мы забываем, что за мутной толщей русской жизни – политической, государственной, социальной, общественной – начинается подлинная русская глубина: начинается Церковь, начинается русский народ, живущий в Церкви и церковно, как часть Церкви Христовой, то есть часть Тела Христова. Из-за России мы часто не видим Руси, но оттого мы по-настоящему не видим и России... Думаю, если за безудержным плачем России не расслышать хотя бы полуслова молитвы Руси, если за мятущейся смутой и кипением России не познать хотя бы на мгновение благодатного Христова покоя и тишины Святой Руси, – тогда не выдержать, не перенести нам ни этого плача, ни мятежа, ни смуты...

 

По статье Сергея Дурылина «Начальник тишины»

 

ДВЕ СВЯТЫНИ
В ПЕРВОЙ МИХАЙЛОВКЕ

 

Храм Андрея Блаженного Тотемского, Христа ради юродивого, в селе Первая Михайловка появился в 1853 году. Выстроен он из красного кирпича на средства Марии Андреевны Смирной (урождённой Кологривовой), вдовы бывшего воронежского вице-губернатора Николая Фёдоровича Смирного. В декоре храма ярко выделяются элементы классицизма и русского стиля. Храм действующий, в нём регулярно совершаются Богослужения, а с 1994 года он является памятником архитектуры.

Есть в Первой Михайловке почитаемая многими православными могила старца схиигумена Митрофана (Мякинина). Родился он в 1902 году. Ещё до пострига в Киево-Печерской лавре познакомился с монахом Ксенофонтом, будущим схиигуменом преподобным Кукшей Одесским. До самой кончины Митрофан и Ксенофонт находились в тесной духовной дружбе. Оба они почили в одно время в 1964 году.

Блажен, кто, путь свершая тесный,
кумирам тленным не служил,
в чьём чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил...

Эти строчки преподобный Варсонофий Оптинский посвятил памяти почившего старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Амвросия, но их можно отнести и к тысячам других православных подвижников, людей великой духовной высоты, в том числе и схиигумену Митрофану (Мякинину) – нашему земляку и молитвеннику за всех нас.

 

ПАНИНО

 

Рабочий посёлок Панино возник в начале XX века как «посёлок Панин» на земле, принадлежавшей графине Н.П. Паниной, у железнодорожной станции Тулиново и назван, что очевидно, по фамилии помещицы. Вплоть до преобразования в 1968 году в рабочий посёлок Панино считалось селом (этим объясняется наличие буквы «о» в конце названия).

Когда-то в Панино стоял Божий храм, но в 1937 году он был разрушен. Заново панинцы начали строить церковь лишь в 1998 году по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. В июле 2000 года жители Панино совершили крестный ход из Дмитриевской церкви села Щучье в свой посёлок и принесли с собою в дар новостроящемуся панинскому храму икону Божией Матери «Казанской». Через месяц здесь в нижнем храме была отслужена первая Божественная литургия, а в 2007 году великим чином был освящён верхний храм в честь «Казанской» иконы Божией Матери, которая, как и икона Покрова Пресвятой Богородицы, именуемая «Краснохолмской», являются святынями храма. А настоятелем его служит все эти годы протоиерей Николай Бабий.

 

ЖЕМЧУЖИНА

ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

 

Освящение Храма Рождества Христова в Анне

 

Ко дню освящения храма Рождества Христова в Анне князья Барятинские удостоились милости получить поздравительную телеграмму от Государыни императрицы Марии Фёдоровны. На торжество прибыли начальник губернии Павел Александрович Слепцов, управляющий Юго-Восточной железной дорогой Василий Александрович Введенский и другие высокопоставленные лица.

Ещё накануне с утра к храму начали собираться богомольцы из Анны и окрестных сёл. Ждали епископа Анастасия. Наконец, около семи часов вечера мерные удары в большой колокол с новой колокольни возвестили, что поезд приближается к Анне. Народ оживился и устремил свои взоры по направлению к станции. Не прошло и десяти минут, как ударили во все колокола, и вскоре Владыка подъехал к старому храму, вошёл в него. Приложившись к святому престолу и узнав, что в новом храме всё готово к освящению, в сопровождении храмоздателей и многочисленного духовенства направился в новый храм, где и началось торжество освящения служением Всенощного бдения.

Служба совершалась Обновлению храма и Рождеству Христову. В сиянии огромных люстр и множества свечей переливались праздничные облачения духовенства, под высокими сводами раздавалось стройное пение хора, певчие были одеты в специально сшитую форму. Управлял хором приглашённый из Санкт-Петербурга Поляков, регент Андреевского военного собора, в котором в те годы служил протоиерей Иоанн Кронштадтский. Насколько велико было стечение народа, можно судить по тому, что помазание елеем, совершаемое двумя священниками, происходило далеко за полночь, и всё же не успели помазать всех.

На следующий день, 1 июня, в пять часов утра в старом храме отслужили последнюю Божественную литургию. Затем в новом храме было совершено освящение воды. Ровно в девять прибыл в храм Владыка, которого встретили «со славою». Освящение совершали с полным благоговением и подобающей торжественностью. По освящении престола, окроплении стен святой водой и помазания святым миром был совершён крестный ход в старый храм за святыми мощами. Первая в новом храме Божественная литургия завершилась провозглашением многолетия Государю Императору, Святейшему Синоду, Преосвященному Анастасию, благодетелям и благоукрасителям храма и всем православным христианам.

Преподав благословление бывшим в храме, Владыка вышел на паперть и обратился к народу со словами назидания, выразив своё удовольствие по поводу благолепия и благоустройства храма. Он объяснил значение храмов как мест особого присутствия Божия, призывая неленостно посещать их, затем поблагодарил храмоздателей и попросил Их Сиятельства продолжить заботу о сельчанах. В шесть вечера в особом вагоне владыка Анастасий отбыл в Воронеж, поручив освятить на следующий день придельные престолы кафедральному протоиерею Иоанну Адамову и благочинному отцу Димитрию Никонову.

По отбытии архиерея началось Всенощное бдение, а на следующий день освящены были приделы: рано утром – северный во имя святой мученицы Надежды, а в девять – южный во имя святого равноапостольного князя Владимира, небесных покровителей Барятинских. Затем была совершена Божественная литургия.

2 июня всем участникам торжества предложено было угощение: духовенству – в квартире управляющего Аннинским имением, а простому народу – на площади. Так завершились торжества освящения храма в честь Рождества Христова в селе Анна.

 

Из книги протоиерея Леонида Патрахина

«Жемчужина Воронежского края»

 

СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ СКИТ

 

Подъезжающих к Свято-Серафимовскому скиту, что расположен на границе Аннинского и Грибановского районов, перво-наперво встречает Поклонный крест и часовня святителя Николая Угодника, покровителя путешествующих. Все, прибывающие в скит – путешествующие. И те, кто «просто» едет, и те, кто находится в поиске ответов на вечные вопросы, что подразумевает куда более трудную и тернистую путь-дорогу...

На земле Воронежской Свято-Серафимо-Саров-ский мужской монастырь является первой не восстановленной, но вновь рождённой в наши дни обителью. Обосновался он на месте бывшей дворянской усадьбы, принадлежавшей в своё время герою Кавказской войны генералу Соловцову, а устройством приусадебного парка занимался Михаил Николаевич Раевский, помещик соседнего села Новомакарово.

Появился монастырь восемнадцать лет назад. Что, как не Промысел Божий определил это место для святой обители? Фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полёта, показывают, что столетние аллеи имеют форму креста.

В храме святого Серафима Саровского над царскими вратами помещена икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение», которая после вечернего правила опускается для поклонения всех молящихся.

В Свято-Серафимовской обители немало святынь: часть от Животворящего Древа Господня, особо почитаемые Богородичные иконы «Ахтырская» и «Казанская», частицы мощей Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, великомученика Пантелеимона Целителя, Николая Чудотворца, Оптинских старцев, святителей Митрофана и Тихона, епископов Воронежских и многих других святых. Какая мощь, какая благодать!

На территории обители есть два источника. Один в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», второй источник освящён в память преподобного Серафима Саровского.

Известно, что своё келейное молитвенное правило святой Серафим Саровский совершал по уставу древних пустынных обителей. В память о том стоит в монастыре выстроенная копия ближней пустыньки преподобного Серафима, в которой он совершал свой подвиг. Внутри неё находятся часть камня, на котором преподобный молился тысячу дней и ночей, и частица от келии, привезённая из Сарова.

За последние десять лет в скиту трижды побывал образ Царя-страстотерпца Николая II. В мае 2001 года во время пребывания в Серафимовском скиту он сильно мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители, и от иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле следующего года после молебна обильно замироточили икона Царя-мученика и образ Христа Спасителя «Царь Славы». В память этих событий и в ознаменование пребывания здесь чудотворного образа Царя-мученика Николая осенью 2004 года в монастыре был заложен и освящён летний храм Святых Царственных Мучеников.

Имена последнего русского императора и преподобного Серафима Саровского со времён прославления имеют глубокую духовную связь. Здесь, в обители, соединились два великих молитвенника пред Престолом Божиим за русский народ и возрождение России.

 

 

 

 

 

Вернуться на сайт "Митрофано-Тихоновский Крестный ход"
www.kr-hod.ru